КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

РАЗРАБОТАННАЯ ЗАПИСЬ Е. ГОЛУБКОВО

О СИСТЕМЕ ЗАПИСИ КЛАССОВ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Запись классов артистов балета Большого театра фиксирует недель­ный цикл занятий, проводимых народным артистом РСФСР, лауреа­том Государственной премии Асафом Михайловичем Мессерером. На примере настоящего материала можно ознакомиться с принци­пом построения уроков классического танца, руководствуясь кото­рым А. М. Мессерер создает многочисленные варианты хореогра­фических композиций. В тренировочные уроки артистов балета А. М. Мессерер постоянно вносит не только новые композиционные решения, но вместе с тем и приемы, расширяющие возможности овладения танцевальной техникой.

Наряду с разработкой различных по своей форме движений клас­сического танца, в простых и сложных комбинациях, А. М. Мессе­рер включает в каждый урок; одно или несколько «лейтмотивных» движений. Такой прием помогает всесторонней отшлифовке всех их элементов в изменяющихся соотношениях танцевальных форм. В дан­ной серии уроков такими «лейтдвижениями» являются pas assemble, sissonne, cabriole, pas jete, затем объединяемые в одном уроке pas de basque, saut de basque и pas ciseaux. Заключительное занятие недели варьирует все эти движения в усложненном рисунке прыжковых комбинаций.

Четкий замысел каждого тренировочного занятия, изобретатель­ная разработка хореографической темы, художественная направлен­ность уроков — все это определяет основные тенденции творческого метода А. М. Мессерера, одного из крупнейших педагогов-хореогра — фов нашего времени.

Изложение записи классов артистов балета вызвало необходи­мость конкретизации некоторых правил, утвердившихся в учебной

‘ -.V^ • -074?*V>

■V

V i;?;rVv <

;. XA’t

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Упражнения у станка

H. Бессмертнова, Н. Сорокина

практике, а также рассмотрения ряда понятии, в соответствии с ко­торыми осуществлялась данная система записи.

Ежедневные тренировочные занятия артистов балета продолжа­ются в течение часа или немногим более, при этом первая часть урока — упражнения у станка (палки) — занимает приблизительно 15-20 минут, а все остальное время отводится для упражнений на середине зала.

Каждая комбинация движений почти во всех примерах повторя­ется в обратном направлении, на что указывает специальная запись. При выполнении упражнения в обратном направлении необходимо учитывать не только специфические особенности, присущие каждо­му виду движения, но и правильное развитие всего танцевального рисунка.

Например, встречаются упражнения, в которых работающая нога, находясь в V позиции спереди, делает первоначальное движение в сторону II позиции, так же и при повторении всей комбинации «об­ратно» этой же ногой делается первое движение в ту же сторону, но уже с другого исходного положения — из V позиции сзади. В данном

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Упражнения на середине зала

Класс проводит А. Мессерер

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

5-я позиция, вид сбоку

4-я позиция

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Подготовительное 1-я позиция

положение рук — А

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

3-л позиция

5-я форма

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

4-я форма

КЛАССЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА

6-я форма

Т. Архангельская

случае понятие «обратно» связывается с переменой исходных поло­жений спереди и сзади. Иногда развитие некоторых комбина­ций в обратном направлении требует для каких-то отдельных дви­жений поворота. Например, такая связующая форма, как pas de bourree, при повторении всего танцевального задания «обратно» мо­жет идти, как pas de bourree en tournant и т. п.

Упражнения на середине зала, по указанию педагога, исполня­ются либо всеми вместе/ либо отдельными группами. Чередование небольших групп дает возможность занимающимся полностью ис­пользовать всю площадку зала, что особенно необходимо при испол­нении комбинаций со значительным продвижением. Кроме того, такой порядок помогает в какой-то мере и систематизировать от­дых, давая кратковременный перерыв в тренировке. В записи вся­кий раз дается пояснение, следует ли после исполнения того или иного упражнения перерыв, или же оно повторяется еще раз без перерыва.

В классическом танце пять позиций ног.

Что же касается позиций рук, то число их определяется по-разно­му. Некоторыми школами классического танца приняты три позиции рук, иными — пять или семь позиций. В данную запись включены три позиции. В каждой из этих позиций руки принимают симмет­ричное положение. Вместе с тем, в пределах того же «очерченного пространства», где происходят передвижения рук в позициях, можно зафиксировать и не симметричные положения рук. Такие положе­ния являются производными от основных позиций — 1-й, 2-й, 3-й, и в данной системе записи названы формами рук — 4-й, 5-й, 6-й. Подготовительное положение рук записывается буквой А.

Помимо указанных позиций и производных форм рук имеются еще и другие варианты положений рук в позах и движениях класси­ческого танца. К ним можно отнести положения рук в позах арабе­ска (arabesque) — 1-го, 2-го, 3-го, 4-го.

Иногда рисунок рук того или иного арабеска является органичным и для ряда других поз. Так, например, положение рук в позе подготов­ки к pirouettes en dehors с 4-й позиции croise аналогично форме рук 3-го арабеска. Или же в некоторых позах effacee назад может встре­титься положение рук 1-го или 2-го арабеска. В записи в таких случаях условно указываются положения рук, принятые для этих арабесков.

Необходимо иметь в виду, что по ходу развития некоторых ком­бинаций, запись поз 1-го и 2-го арабесков в epaulement efface явля­ется также условной.

Для того чтобы можно было определить направление каждого движения и позы, наметить рисунок танцевальных комбинаций,

Похожие записи :

  • (права?! нога впереди) Положение en face Положение epaulement croise Положение epaulement efface А. Мусатов V позиция ног V позиция ног V позиция ног (положение ...

  • Музыкально­ ритмическое сопровождение ЭКЗЕРСИС У СТАНКА ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Размер 3/4 (Вальс) Темп медленный Вступление (2 такта) 1. GRANDS PLIES Исходное пол ...

  • правая Preparation[4] Исходное положение йог нога поднята в сторону a la seconde (90°) Исходное положение правой руки — 2-я позиция Затакт (4-я), 1-я, 2-я, 3- ...

  • Preparation5 Исходное положение ног6 Исходное положение правой руки — 2- я позиция 2 такта 2-я 2-я — А — 1-я — 2-я 1 такт 1 такт 1 такт 1 такт 1 такт 1 та ...

  • Подготовительное положение руки — Л (упражнения у станка) Е. Максимова 2-я позиция 3-я позиция Е. Максимова 8 записью дается ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *