Подготовительное положение руки — Л |
(упражнения у станка)
Е. Максимова
2-я позиция |
3-я позиция Е. Максимова |
8 |
записью дается ориентир, ука-
о
зывающии неподвижные точки квадрата зала (стороны и углы).
За основу схемы квадрата зала берется план класса, предложенный профессором А. Я. Вагановой в книге «Основы классического танца».
Следует сказать, что если в этом плане указывается также и центральная точка квад
рата зала |
«место, которое
занимает ученик при всех разобранных в книге примерах»,
то в предлагаемой записи такого указания нет, так как в условиях практических занятий упражнения начинают исполнять с различных мест площадки зала. Например, если комбинация движений не требует большого продвилсения, то ее обычно исполняют в центре зала. Когда же упражнение строится на значительном продвижении, то педагог определяет место, откуда следует начинать данное упражнение. В запись тогда включается подзаголовок, например: «Начинать от стороны № 5, или же от угла № 6» и т. д.
В данной схеме стороны зала обозначены цифрами — 1, 3, 5, 7, а углы зала — 2, 4, 6, 8.
Для определения направлений движения служат также указания «вперед», «назад», «в сторону» (направо или налево), «по прямой», «по диагонали», «по кругу» и т. д.
В записи используется общепринятая французская терминология. В отдельных случаях обозначение некоторых элементов движений дается на русском языке. Термин arabesque дается в русской транскрипции.
Записи классов включают упражнения для совместно занимающихся артистов и артисток балета. Упражнения у станка и на середине (до прыжковых комбинаций) обычно бывают одинаковыми как для мужчин, так и для женщин. Начиная же с прыжков, целый ряд упражнений дается в отдельных вариантах, о чем в записи есть специальные указания: «Исполняет мужской класс» или «Исполняет женский класс». Иногда, смотря по тому, как развивается комбинация движений, педагог оставляет общее задание, изменяя лишь заключительную его часть. Тогда также дается специальное разъяснение: «Заключительные движения для мужского класса» или же «Заключительные движения для женского класса».
В конце урока для женского класса следуют упражнения на пальцах.
* * *
Наглядная форма записи упражнений имеет вид таблицы, разделенной на три части.
Левая часть таблицы включает материал, относящийся к музыкально-ритмической, потактовой раскладке движений. В этой части предварительно определяются — музыкальный размер, темп, количество тактов музыкального вступления. Следующая затем раскладка указывает такты или доли тактов, согласованные с размещенной рядом (на средней и правой части таблицы) записью движений. Заканчивается эта часть указанием общего количества тактов на все
М. Плисецкая |
1-й арабеск (arabesque) |
упражнение. Такты или доли тактов, включенные в прямые скобки, не входят в общее построение предполагаемой музыкальной фразы. Они либо связаны с повторением упражнения в другом варианте (например, когда даются различные заключительные движения на одно и то же количество тактов отдельно для мужского и женского классов), либо уточняют ритмическую раскладку движений, повторяющихся затем по нескольку раз подряд и т. п. В таблице записи каждое упражнение идет под специальным заголовком, указывающим основную форму движения, например: grands plies, battements tendus, battements tendus jetes, ronds de jambe par terre, battements fondus и т. д. |
2-й арабеск М. Плисецкая |
Для прыжковых комбинаций на середине указывается ориентировочно высота прыжков — маленькие прыжки, средние прыжки, большие прыжки.
Далее в порядке записи каждой таблицы следует preparation (подготовка) — подготовительные положения, исполняемые перед началом каждого упражнения (для них не дается специальных пояснений). Потом указывается исходное положение, непосредственно предшествующее упражнению. Исходное положение дается в отдельной записи для ног (на средней части таблицы) и для рук (с правой стороны таблицы) или же для одной руки, когда упражнение исполняется у станка. На середине зала дополнительно
М. Плисецкая
определяются положения корпуса в epaulement croise или же в epaulement efface.
Затем начинается запись танцевальных комбинаций.
Название каждого движения классического танца, входящего в упражнение, записано французским термином, после чего следуют пояснительные указания, определяющие либо функцию работающей ноги, то есть какой ногой надо начинать то или иное движение, в каком направлении оно развивается и т. д., либо функцию опорной ноги, если, например, следует подняться на полупальцы или же сделать движение полуприседания — demi-plie, и т. п.
_ Ч ** < L. 3-й арабеск М. Плисецкая |
Необходимо только пояснить, что запись, как правило, не фиксирует demi-plie, если оно является неотъемлемой частью какой — либо формы классического движения, примером чему могут служить прыжки, подготовкой к которым и их окончанием всегда бывает demi-plie. И только в отдельных случаях, когда встречается необходимость полного ритмического расклада прыжка, то согласованно с долями такта записывается и demi-plie.
Разнообразное развитие комбинаций требует иногда более подробного описания их построения. Оно дается записью в форме «раскладки движений».
4-й арабеск М. Плисецкая |
В хореографическом рисунке соотношение некоторых танцевальных движений дает иногда возможность их объединения.
Так, например, pas de basque может заканчиваться не обычной своей формой, a petit assemble.
Встречаются и иные взаимодополняющие формы движений, которые по ходу записи таблицы объединены фигурной скобкой. В такую же скобку включаются вспомогательные и последующие за ними основные движения, например: coupe-assemble, glissade-cabriole, chasse-jete entrelace и др.
Развитие каждого танцевального упражнения предполагает не только непрерывное течение движения, но и остановки — паузы, фиксирующие те или иные положения, позы. Обозначение таких танцевальных пауз определяется условным понятием «стоять».
Согласно с общепринятым правилом степень отведения ноги ей Гаіг измеряется под различными углами — 25°, 45°, 90°. Эти показатели величины угла условны, так как практически всегда возможны некоторые отклонения от указанных ориентиров. Что же касает —
ся прямого угла — 90°, то при хорошо разработанном танцевальном шаге, например, в таких движениях, как developpes, grands batte- ments jetes, работающая нога может подниматься значительно выше, но по установленному правилу — не ниже 90°.
Записанный в таблице порядок передвижения рук предполагает кантиленный характер их пластического рисунка, развивающегося по определенным правилам классических port de bras.
В данной системе записи разработка всех пояснительных указаний дается мною в наиболее кратком изложении, определяющем основную линию развития каждой формы движения.
4-й арабеск |
М. Плисецкая |
Отбор материала и уточнение общих методических положений осуществлялись при постоянной консультации А. М. Мессерера.
Различные “epaulements” для отдельных поз и движении, например:
1. Поза croisee вперед (правая нога pointe tendue), 5-я форма рук (левая рука вверху); 2. Поза croisee вперед (правая нога pointe tendue), 5-я форма рук (правая рука вверху), положение «под руку»; 3. Поза effacee вперед (правая нога pointe tendue), 5-я форма рук (левая рука вверху); 4. Поза croisee назад (левая нога pointe
tendue), 5-я форма рук (левая рука вверху)
Е. Максимова
5. Поза effacee назад (правая нога pointe tendue), 5-я форма рук (правая рука вверху); 6. Поза croisee вперед (90°) правой ногой, 5-я форма рук (левая рука вверху); 7. Поза croisee вперед (90°) правой ногой, 5-я форма рук (правая рука вверху), положение «под руку»; 8. Поза effacee вперед (90°) правой
ногой, 5-я форма рук (левая рука вверху)
Е. Максимова
/
я г шг |
9. Поза a la seconde правой ногой — ecarte вперед, 5-я форма рук ( правая рука вверху );
10. Поза a la seconde правой ногой — ecarte вперед,
2-я позиция рук allongee;
11. Поза a la seconde левой ногой — ecarte назад, 5-я форма рук (левая рука вверху)
JI. Богомолова
Похожие записи :
(права?! нога впереди) Положение en face Положение epaulement croise Положение epaulement efface А. Мусатов V позиция ног V позиция ног V позиция ног (положение ...
Музыкально ритмическое сопровождение ЭКЗЕРСИС У СТАНКА ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Размер 3/4 (Вальс) Темп медленный Вступление (2 такта) 1. GRANDS PLIES Исходное пол ...
правая Preparation[4] Исходное положение йог нога поднята в сторону a la seconde (90°) Исходное положение правой руки — 2-я позиция Затакт (4-я), 1-я, 2-я, 3- ...
Preparation5 Исходное положение ног6 Исходное положение правой руки — 2- я позиция 2 такта 2-я 2-я — А — 1-я — 2-я 1 такт 1 такт 1 такт 1 такт 1 такт 1 та ...
РАЗРАБОТАННАЯ ЗАПИСЬ Е. ГОЛУБКОВО О СИСТЕМЕ ЗАПИСИ КЛАССОВ АРТИСТОВ БАЛЕТА Запись классов артистов балета Большого театра фиксирует недельный цикл занятий, проводимых народным ...