РАЗРАБОТАННАЯ ЗАПИСЬ Е. ГОЛУБКОВО
О СИСТЕМЕ ЗАПИСИ КЛАССОВ АРТИСТОВ БАЛЕТА
Запись классов артистов балета Большого театра фиксирует недельный цикл занятий, проводимых народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии Асафом Михайловичем Мессерером. На примере настоящего материала можно ознакомиться с принципом построения уроков классического танца, руководствуясь которым А. М. Мессерер создает многочисленные варианты хореографических композиций. В тренировочные уроки артистов балета А. М. Мессерер постоянно вносит не только новые композиционные решения, но вместе с тем и приемы, расширяющие возможности овладения танцевальной техникой.
Наряду с разработкой различных по своей форме движений классического танца, в простых и сложных комбинациях, А. М. Мессерер включает в каждый урок; одно или несколько «лейтмотивных» движений. Такой прием помогает всесторонней отшлифовке всех их элементов в изменяющихся соотношениях танцевальных форм. В данной серии уроков такими «лейтдвижениями» являются pas assemble, sissonne, cabriole, pas jete, затем объединяемые в одном уроке pas de basque, saut de basque и pas ciseaux. Заключительное занятие недели варьирует все эти движения в усложненном рисунке прыжковых комбинаций.
Четкий замысел каждого тренировочного занятия, изобретательная разработка хореографической темы, художественная направленность уроков — все это определяет основные тенденции творческого метода А. М. Мессерера, одного из крупнейших педагогов-хореогра — фов нашего времени.
Изложение записи классов артистов балета вызвало необходимость конкретизации некоторых правил, утвердившихся в учебной
‘ -.V^ • -074?*V> |
■V V i;?;rVv < |
;. XA’t |
Упражнения у станка
H. Бессмертнова, Н. Сорокина
практике, а также рассмотрения ряда понятии, в соответствии с которыми осуществлялась данная система записи.
Ежедневные тренировочные занятия артистов балета продолжаются в течение часа или немногим более, при этом первая часть урока — упражнения у станка (палки) — занимает приблизительно 15-20 минут, а все остальное время отводится для упражнений на середине зала.
Каждая комбинация движений почти во всех примерах повторяется в обратном направлении, на что указывает специальная запись. При выполнении упражнения в обратном направлении необходимо учитывать не только специфические особенности, присущие каждому виду движения, но и правильное развитие всего танцевального рисунка.
Например, встречаются упражнения, в которых работающая нога, находясь в V позиции спереди, делает первоначальное движение в сторону II позиции, так же и при повторении всей комбинации «обратно» этой же ногой делается первое движение в ту же сторону, но уже с другого исходного положения — из V позиции сзади. В данном
Упражнения на середине зала Класс проводит А. Мессерер |
1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция |
5-я позиция, вид сбоку |
4-я позиция |
Подготовительное 1-я позиция
положение рук — А
3-л позиция |
5-я форма |
4-я форма |
6-я форма Т. Архангельская |
случае понятие «обратно» связывается с переменой исходных положений спереди и сзади. Иногда развитие некоторых комбинаций в обратном направлении требует для каких-то отдельных движений поворота. Например, такая связующая форма, как pas de bourree, при повторении всего танцевального задания «обратно» может идти, как pas de bourree en tournant и т. п.
Упражнения на середине зала, по указанию педагога, исполняются либо всеми вместе/ либо отдельными группами. Чередование небольших групп дает возможность занимающимся полностью использовать всю площадку зала, что особенно необходимо при исполнении комбинаций со значительным продвижением. Кроме того, такой порядок помогает в какой-то мере и систематизировать отдых, давая кратковременный перерыв в тренировке. В записи всякий раз дается пояснение, следует ли после исполнения того или иного упражнения перерыв, или же оно повторяется еще раз без перерыва.
В классическом танце пять позиций ног.
Что же касается позиций рук, то число их определяется по-разному. Некоторыми школами классического танца приняты три позиции рук, иными — пять или семь позиций. В данную запись включены три позиции. В каждой из этих позиций руки принимают симметричное положение. Вместе с тем, в пределах того же «очерченного пространства», где происходят передвижения рук в позициях, можно зафиксировать и не симметричные положения рук. Такие положения являются производными от основных позиций — 1-й, 2-й, 3-й, и в данной системе записи названы формами рук — 4-й, 5-й, 6-й. Подготовительное положение рук записывается буквой А.
Помимо указанных позиций и производных форм рук имеются еще и другие варианты положений рук в позах и движениях классического танца. К ним можно отнести положения рук в позах арабеска (arabesque) — 1-го, 2-го, 3-го, 4-го.
Иногда рисунок рук того или иного арабеска является органичным и для ряда других поз. Так, например, положение рук в позе подготовки к pirouettes en dehors с 4-й позиции croise аналогично форме рук 3-го арабеска. Или же в некоторых позах effacee назад может встретиться положение рук 1-го или 2-го арабеска. В записи в таких случаях условно указываются положения рук, принятые для этих арабесков.
Необходимо иметь в виду, что по ходу развития некоторых комбинаций, запись поз 1-го и 2-го арабесков в epaulement efface является также условной.
Для того чтобы можно было определить направление каждого движения и позы, наметить рисунок танцевальных комбинаций,
Похожие записи :
(права?! нога впереди) Положение en face Положение epaulement croise Положение epaulement efface А. Мусатов V позиция ног V позиция ног V позиция ног (положение ...
Музыкально ритмическое сопровождение ЭКЗЕРСИС У СТАНКА ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Размер 3/4 (Вальс) Темп медленный Вступление (2 такта) 1. GRANDS PLIES Исходное пол ...
правая Preparation[4] Исходное положение йог нога поднята в сторону a la seconde (90°) Исходное положение правой руки — 2-я позиция Затакт (4-я), 1-я, 2-я, 3- ...
Preparation5 Исходное положение ног6 Исходное положение правой руки — 2- я позиция 2 такта 2-я 2-я — А — 1-я — 2-я 1 такт 1 такт 1 такт 1 такт 1 такт 1 та ...
Подготовительное положение руки — Л (упражнения у станка) Е. Максимова 2-я позиция 3-я позиция Е. Максимова 8 записью дается ...